Связанные понятия
Ледовый класс — один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. В различных странах существуют свои морские классификационные общества с различными системами ледовых классов, но везде они показывают соответствие судна определённым конструктивным параметрам, принятым в данном классификационном обществе своей страны.
Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.
Михаил Ломоносов (1957—1997) — научно-исследовательское судно СССР — флагман научно-исследовательского флота Академии наук Украинской ССР в 60-70-х гг.
Гидрография (от др.-греч. ὕδωρ «вода» + γράφω «пишу»; букв. «водоописание») — это отрасль прикладных наук, которая занимается измерением и описанием физических характеристик океанов, морей, прибрежных районов, озер и рек, а также прогнозированием их изменения на протяжении времени с основной целью обеспечения безопасности навигации и для поддержки всех остальных видов морской деятельности, включая экономическое развитие, безопасность и оборону, научные исследования и защиту окружающей среды.
Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.
Упоминания в литературе
Е.К. Федоров был инициатором расширения морских и океанских исследований ГУГМС. Для морских исследований был построен специальный научно-исследовательский флот, состоящий из разных типов
научно-исследовательских судов : четыре судна типа «Профессор Визе», восемь судов типа «Пассат», пять судов типа «Академик Шулейкин», шесть судов типа «Рудольф Самойлович», семь судов типа «Вадим Попов», научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт», научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» и другие суда.
Промысловые суда осуществляют групповые переходы к району промысла и совместное плавание во время промысла. Спасательные суда сопровождают спасенные суда или буксируют их в безопасный порт. Судно, занятое подводно-техническими работами, например, дноуглублением, работает с группой грунтоотвозящих шаланд.
Научно-исследовательское судно работает с подводными обитаемыми или необитаемыми самоходными аппаратами и т. д..[17]
Для обеспечения поиска на
научно-исследовательском судне «Эли Монье» была установлена особая ультразвуковая аппаратура, а фрегаты «Ле Верье» и «Круа де Лоррен» вместе с приданными для проведения опытов самолетами должны были обнаружить батискаф и следить за ним при помощи радаров. Задачей «Скальдиса» было опустить глубоководное судно в море и принять его обратно на борт.
В статье С.Б. Кузьмина и А.Ю. Ипатова рассмотрено применение приборов и технологий океанологических измерений, используемых в высокоширотных морских экспедициях с борта
научно-исследовательских судов или непосредственно со льда в последнее десятилетие.
В этой связи вспоминаются некоторые встречи и первые погружения с зарубежными коллегами. В 1988 году
научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» возвращалось из своего первого рейса в Атлантический океан. На обратном пути мы должны были зайти в Амстердам. Я направил приглашения посмотреть новые аппараты Жаку Пикару, Дону Уолшу, а также и Фрэнку Басби – крупнейшему американскому специалисту в области создания и эксплуатации обитаемых аппаратов. В Амстердам прилетели Пикар и Басби. Как уже упоминалось, Жак Пикар, помимо того что погружался в Марианскую впадину, был создателем нескольких обитаемых аппаратов: батискафа «Триест», туристического аппарата «Огюст Пикар», аппарата «Бен Франклин», использовавшегося в течение месячного дрейфа в толще воды для изучения Гольфстрима, и «Форель», на котором проводились исследования на Женевском озере и в Средиземном море. Осмотрев «Мир-1» и «Мир-2» снаружи, мы все залезли внутрь обитаемой сферы и провели там – молча – два часа. Мнение обоих специалистов было единодушным: ничего подобного в мире сейчас нет. Обоим понравились и внешние обводы аппаратов, и рациональные технические решения, внутреннее их устройство – современное и просторное. Басби по возвращении в США рассказал подводникам и ученым о новых аппаратах. Поступили запросы на статью из журнала Sea Technology, приглашения на конференцию Морского технологического общества США в Балтиморе и конференцию по подводным аппаратам в Новом Орлеане.
«На географической карте мира Аденский залив – это узкая полоска голубого цвета, расположенная между треугольником Африканского Рога и нависшим над ним Аравийским полуостровом. В реальности этот залив – один из самых оживленных морских путей. Через него проходят маршруты пассажирских лайнеров, танкеров, груженных нефтью и нефтепродуктами, сухогрузов с разнообразным сырьем, больших и малых контейнеровозов. Но в последние годы судоходство в этом районе стало весьма небезопасным занятием: в разоренном войной Сомали пиратство – это теперь единственная возможность для местных жителей выбраться из нищеты. Еженедельно, чуть ли не ежедневно, информационные агентства сообщают о все новых захватах не только контейнеровозов, сухогрузов, танкеров, но и скромных
научно-исследовательских судов , и роскошных прогулочных яхт. Мировое сообщество все серьезнее задумывается над вопросами безопасности судоходства в Аденском заливе. Многие государства для борьбы с пиратством прислали в эти воды свои военные корабли, но пока существенных результатов мало. Нападения пиратов на торговые суда продолжаются, и их поведение становится все более наглым. Судовладельцам, как и раньше, приходится выкупать у бандитов свои корабли».
Пишу об этом для того, чтобы обратить внимание на то, сколь часто имя основоположника сравнительной эмбриологии и физиологии Александра Онуфриевича Ковалевского (1840–1901) давалось
научно-исследовательским судам морских учреждений: это дань принципиальным открытиям в зоологии, которыми он обогатил мировую науку. А ведь в названия морских кораблей вкладывали и вкладывают мистический смысл: это надежда на то, что судно будет соответствовать своему имени, что оно обретет качества человека, именем которого названо, или будет столь же хорошо служить, как судно, уже носившее это имя. В 1899 году со стапелей завода акционерного общества «Бремер Вулкан» (Германия) сошло судно водоизмещением 410 тонн и длиной 46 метров, с паровой машиной мощностью 328 киловатт, скоростью 11 узлов (20 километров в час), дальностью плавания до 3700 миль (6800 километров). Это было первое в мире специально оборудованное судно для проведения научно-промысловых исследований, владельцем которого являлся Комитет для помощи поморам Русского Севера. Первое в России научно-исследовательское судно дальнего плавания, оно получило название «Андрей Первозванный» по имени святого апостола Андрея, распятого на косом кресте, считавшегося покровителем Руси. Синий косой андреевский крест на белом фоне – символ военного флота России, изображение распятого святого Андрея занимает центральную часть российского ордена «Святого Апостола Андрея Первозванного». Название было символичным и ко многому обязывало, на судно возлагались большие надежды. Что способствовало его появлению?
Научно-исследовательское судно (НИС) «Виктор Бугаев» находился в точке: 35°59’ с.ш., 10°18’ з.д. Девять человек вместе с начальником отряда Кистановым вечером, в 18.00, наблюдали пролет в северо-восточном направлении объекта в форме конусообразной по концам сигары, с ярким снопом света в носовой части. Он медленно и бесшумно пересек курс судна за кормой на высоте около трех километров. Через несколько секунд аппарат завис, медленно вращаясь. От него отделился такой же аппарат, который с ускорением скрылся в северо-западном направлении. После чего первый объект убрал «сноп» света и, увеличивая скорость, скрылся в прежнем направлении. У обоих объектов по центру на одну шестую длины корпуса проходила темная полоса. Общее время наблюдения составило более двух минут.
Неадекватные действия были в СРНК и с российской стороны. Так, в середине 80-х – начале 90-х гг., компетентными российскими органами принимается решение о запрете норвежским
научно-исследовательским судам , проводящим совместные российско-норвежские исследования по определению рыбных запасов, вести такие работы в 200-мильной исключительной зоне России. При этом те, кто принимал такое решение, «забыли» что они ежегодно велись весь послевоенный период, вплоть до запрета в 90-х гг. В последующем с большим трудом эту проблему удалось решить, и то частично, но осадок недоверия у ученых двух стран остался.
Связанные понятия (продолжение)
Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
СКИ ОМЭР — Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, подразделение, подчинённое Академии наук СССР (формально) и Министерству обороны СССР (фактически), имевшее в своём ведении научно-исследовательские суда, предназначенные для обеспечения космических программ СССР.
Океаноло́гия (от океан и др.-греч. λόγος — суждение, слово.) или океаногра́фия (от океан и др.-греч. γραφειν — пишу, описываю) изучает крупномасштабное взаимодействие океана и атмосферы и его длиннопериодную изменчивость, химический обмен океана с материками, атмосферой и дном, биоту и её экологические взаимодействия, геологическое строение дна, устанавливает местные или локальные процессы, происходящие за счет обмена энергией и веществом между различными районами океана.
Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы...
Китобойное судно — узкоспециализированный корабль, предназначенный для промысла китов.
«Мир » — два советских и российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Аппараты имеют глубину погружения до 6 километров.
Рефрижераторное судно — грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов грузовых помещений рефрижераторные суда делятся на низкотемпературные, предназначенные для перевозки замороженных грузов, универсальные — для перевозки любого груза, а также фруктовозы — суда с усиленной вентиляцией помещений, приспособленные для перевозки плодов. Рефрижераторные суда обычно многопалубные, с небольшой...
Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Впервые суда этого типа появились в 1969 году.
Китобо́йная ба́за или Китоба́за — промысловое океанское судно водоизмещением до 45 тыс. тонн, рассчитанное на длительное автономное плавание. Китобаза предназначена для разделки и переработки китов и производства из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получали с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения китобойного промысла. Силовые установки обеспечивали китобазам скорость 15 узлов и более. Топливные танки по мере опорожнения...
«Акаде́мик Курча́тов » — научно-исследовательское судно Академии Наук СССР, бывший флагман экспедиционного флота Академии. Судно находилось в ведении института океанологии РАН имени П. П. Ширшова. Названо в честь И. В. Курчатова.
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) (англ. Remotely operated underwater vehicle (ROV)) — это подводный аппарат, часто называемый роботом, который управляется оператором или группой операторов (пилот, навигатор и др.) с борта судна. Аппарат связан с судном сложным грузонесущим кабелем, через который на аппарат поступают сигналы дистанционного управления и электропитание, а обратно передаются показания датчиков и видеосигналы. Пилот находится на борту судна, поэтому аппарат необитаемый...
Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
Кора́бль-ма́тка (судно-носитель, корабль-носитель, англ. mothership) — собирательное название нескольких классов боевых кораблей. Данный термин подразумевает крупный мореходный корабль, который является носителем аппаратов меньших размеров — катеров, самолётов и т. п.
Гидрограф — график изменения во времени расходов воды в реке или другом водотоке за год, несколько лет или часть года (сезон, половодье или паводок).
Гидронавт , океанавт, акванавт (лат. aqua «вода», восходит к праиндоевр. akwa- и nau- «лодка»+ др.-греч. ναύτης «мореплаватель», от ναῦς «корабль, судно») — специалист по глубоководным погружениям. В отличие от обычных водолазов, для акванавтов характерно длительное пребывание и работа в подводных домах, лабораториях или подводном аппарате.
Рыболо́вное су́дно (промысловое судно) — согласно определению Конвенции СОЛАС (п. i Правила 2 Главы I), означает судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря.
Баркенти́на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.
О́пытовое судно — специально оборудованное судно, предназначенное для проведения экспериментов, испытаний и опытов, связанных собственно с самим судном, будь то испытания новых типов вооружения, эксперименты с энергетической установкой, исследование новых типов движителя, форм корпуса, отдельных конструктивных узлов судна.
Атомохо́д (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой, обеспечивающей ход судна.
Морска́я навига́ция — раздел навигации, изучающий судовождение, разрабатывающий теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов. Долгое время вождение кораблей обозначалось термином «навигация» (лат. navigatio, от лат. navigo — плыву на судне), но, в связи с развитием техники и появления дисциплин, изучающих маршруты объектов в воздушном и космическом пространстве, а также многих подразделов навигации, основанных на различных принципах определения местоположения в пространстве, навигация...
Лоция (от нидерл. loodsen «вести корабль») — предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя описания приметных мест, знаков и берегов, а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии.
Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.
Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Полярный — крупнейший пункт базирования Северного флота ВМФ России. Расположен в Мурманской области в 35 км к северу от Мурманска в городе Полярный. В Полярном базируется большая часть кораблей Северного флота (различных классов и типов).
«Консул » — российский подводный глубоководный обитаемый аппарат проекта 16811 (его название расшифровывается как «конкреции сульфида») для подводно-технических и аварийно-спасательных работ, а также установки на подводные объекты маяков-ответчиков и доставки на грунт и подъёма на поверхность оборудования массой до 200 кг. Второй аппарат, спроектирован по модернизированному проекту 16810 «Русь». Построен на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге по заказу Министерства обороны Российской Федерации...
Водолазный колокол — в настоящее время это средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру.
Се́йнер (англ. seiner, от (purse) seine — (кошельковый) невод) — рыбопромысловое судно для лова рыбы снюрреводом или кошельковым неводом, который также может называться сейной (англ. seine).
Барк (нидерл. bark) — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет. Число мачт барка — три и более (двухмачтовые парусники подобного вооружения называются бригантинами).
Поля́рная ста́нция — научно-наблюдательный пункт, созданный на побережье Северного Ледовитого океана, в Антарктике, на близлежащих островах, а также на дрейфующих льдах.
Аэроло́гия — наука, изучающая верхние слои атмосферы Земли (мезосфера, термосфера и экзосфера).
Корабль измерительного комплекса (КИК) — серия специальных кораблей советского Военно-морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно-измерительных пунктов и обеспечения испытаний МБР на предельной дальности. Также корабли этой категории оснащены оборудованием для обеспечения приводнения и подъёма спускаемых аппаратов космических станций.
Сухогруз , или сухогрузное судно, — грузовое судно речного или морского базирования, приспособленное для перевозки различных сухих грузов, например сыпучих (в частности, зерна), леса, щепы, минеральных удобрений, специальных контейнеров международного стандарта и др. Часто оснащается двойным дном и бортами для повышения безопасности плавания.
Се́верный морско́й путь , Се́верный морско́й коридо́р — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) — непрерывно работающая экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России. В РАЭ участвуют зимовщики, проводящие в Антарктике около года, и сезонные отряды, работающие антарктическим летом.
Морская навигационная карта (МНК) — карта, которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора, которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна, глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные...
Тра́улер (англ. trawler, от trawl — трал) — промысловое судно, предназначенное для лова тралом рыбы и нерыбных объектов и их первичной обработки. Траулеры оснащаются холодильными установками для заморозки и сохранения продукции в трюмах.
Алвин (англ. DSV-2 Alvin) — один из известнейших действующих пилотируемых подводных аппаратов (ППА). Батискаф рассчитан на трёх человек (двоих учёных и пилота) и позволяет за 10 часов совершать погружение на глубину до 4500 метров. Размеры используемого оборудования ограничены размерами люка аппарата, который имеет диаметр 48,2 см (19 дюймов).
Дрейф льда — движение льда в море или океане под действием ветра и течений. Самый масштабный дрейф льда происходит в Арктике, именно там он давно и усиленно исследуется.
Пассажи́рское су́дно — один из классов судов, согласно определению Конвенции СОЛАС (п. f Правила 2 Главы I), означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров. В эту категорию не включают грузовые суда, которые способны перевозить ограниченное число пассажиров, однако большинство пассажирских судов способны перевозить дополнительно почту, а также различные грузы.
Опытовый бассейн — экспериментальная установка, предназначенная для исследования гидромеханических качеств тел.
Лот (нидерл. lood) — гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины водоёма. Лотовый — человек, который бросает лот.
Батиска́ф (Bathyscaphe) (от греч. βαθύς — глубокий и σκάφος — судно) — автономный (самоходный) подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. Основное отличие батискафа от «классических» подводных лодок состоит в том, что батискаф имеет лёгкий корпус, представляющий собой поплавок, заполненный для создания положительной плавучести бензином или иным малосжимаемым веществом легче воды, несущий под собой прочный корпус, как правило изготовленный в виде полой сферы...
Лоцманская проводка судов — управление судами согласно правилам лоцманского обслуживания в местах, где для безопасности требуется хорошее знание местных условий.